Kyzylorda-news.kz.  Байконыр (Байконур) – самый необычный город Казахстана, поскольку его до 2050 года арендует Россия, а значит город будто живет “двойной” жизнью. Например, здесь сформированы две системы образования – казахстанская и российская

У жителей Байконыра есть выбор: отдавать детей в казахстанские школы или в российские, и почти четверть казахстанских школьников выбирают российскую систему образования. Почему?

Что не понравилось сенатору

Сейчас в Байконыре живут более 77 тысяч человек, из них 70% – казахстанцы. Почти 9 300 человек – школьники. В пяти казахстанских школах по казахстанской программе обучения занимаются 5 236 детей, еще 4 049 детей учатся в семи школах с российской программой обучения.

Казахстанский сенатор Мурат Бактиярулы посчитал неправильным, что среди детей, которые посещают российские школы, 1 507 ребят – казахстанцы.

“Такая ситуация осложняет сдачу ЕНТ после окончания учебы и поступление в казахстанские вузы. Это связано с тем, что обязательные предметы тестирования – история Казахстана, казахский язык и казахская литература – в школах с российской программой не преподаются”, – сообщил Мурат Бактиярулы.

Он обратился с запросом к премьер-министру Аскару Мамину и попросил посодействовать решению этого вопроса.

Sputnik Казахстан попыталась разобраться, почему немалая часть казахстанцев в Байконыре отдает детей в российские школы, учиться по российской программе обучения. Может, им не хватает мест в казахстанских школах? Или дети нацелены на поступление не в казахстанские вузы? Какие еще причины могут подтолкнуть родителей к такому выбору? Мы поговорили с некоторыми из них и узнали их мнение по этому поводу. Но сначала – об условиях в системе образования.

Хватает ли казахстанцам своих школ

До 2015 года все дети учились только в российских школах – других не было. Но с 2015 года несколько организаций среднего образования перешли в юрисдикцию Казахстана и стали обучать детей на казахском и русском языках и по казахстанской программе.

В казахстанских школах нашего корреспондента заверили, что как минимум с нехваткой отечественных школ в городе теперь проблем нет, всех школьников готовы обеспечить и местами, и учебниками, и другим необходимым инвентарем.

Об изучении казахского языка и истории в школах РФ

Математика, физика, химия, биология и другие точные науки или те, что касаются области естествознания, плюс-минус преподают одинаково во всех школах планеты: где-то учителя сильнее, где-то слабее, но в целом все дети в мире, обучающиеся в школах, учат таблицу умножения, теорему Пифагора и законы Ньютона. 

Вопрос встал с гуманитарными предметами – такими как казахский язык, казахская литература и история Казахстана.

“С 2019 года совместно с администрацией города Байконыр рассматривается вопрос изучения этих предметов в подведомственных администрации города российских школах, – сообщили в акимате Кызылординской области. – Была организована встреча с замглавы администрации Байконыра”.

На встрече российская сторона известила казахстанскую, что преподавание этих трех предметов в образовательных организациях РФ Байконыра в 2020-2021 учебном году рассматривается за счет кружковых часов. Правда, на кружках выучить казахский язык, чтобы потом успешно сдать ЕНТ, трудно.

В акимате считают, что предпочтительнее всего школьником осваивать предметы по стандартной программе, принятой в школах Казахстана, в идеале – вести эти самостоятельные дисциплины для тех, кто хочет их изучать.

“Управление образования Байконыра выяснило, что 253 учащихся (казахстанцев в российских школах – Sputnik) изъявили желание в этом учебном году изучать историю Казахстана и 213 учащихся – казахский язык и литературу”, – сообщили в акимате области. Но в этом году эти предметы преподавать все-таки не будут.

В акимате отмечают, что, возможно, вопрос этот будет теперь поднят казахстанской стороной на уровне межправительственной комиссии по комплексу “Байконур”.

Существует ли дефицит преподавателей

Нехватка кадров в принципе есть в Кызылординской области, например, не хватает учителей русского языка для казахоязычных школ. В Байконыре же, чтобы обеспечить кадрами школы и больницы, врачам и педагогам, желающим работать в городе, дают квартиры.

“За счет средств Казахстана в 2019 году завершено строительство пяти 50-ти квартирных жилых домов по программе “Нұрлы жер”, общая площадь которых составляет 15 700 квадратных метров”, – сообщили в управлении по обеспечению деятельности специального представителя президента Казахстана на комплексе “Байконур”.

Дома подключены к центральному водоснабжению и канализационной сети. Для обеспечения их теплом и горячей водой установлена автономная паровая котельная на природном газе. Квартиры распределены среди жителей города Байконыр, граждан Казахстана, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий в администрации города, в том числе выделены служебные квартиры казахстанским специалистам, таким как врачи и педагоги.

Тем не менее в самом Байконыре утверждают, что в казахстанских школах города никакого дефицита педагогических кадров нет, так как ежегодно приходят в школы молодые специалисты, окончившие педагогические вузы, колледжи.

Например, в текущем учебном году принято на работу 18 молодых специалистов разных специальностей: казахского языка и литературы, английского языка, математики, начальных классов и других.

Мнение родителей: доверие к кадрам и учебникам

Часть родителей, отдающих детей в российские школы, не намерена связывать будущее своей семьи с Казахстаном – эта причина наиболее понятна.

“Большинство тех школьников, что заканчивают российские школы, несмотря на гражданство Казахстана, не собираются учиться в местных вузах, – отметила жительница Байконыра, у которой дети – старшеклассники. – Мой ребенок, казахстанец, учится в российской школе, и им предлагали изучать историю Казахстана, казахский язык, но сын ответил, что будет поступать в один из университетов в России. В будущем он видит себя жителем России”.

Однако часть родителей отдает детей в российские школы, несмотря на то, что в дальнейшем эти семьи намерены жить в Казахстане. Они считают, что историю Казахстана и казахский язык можно выучить и вне школы, по книгам и пособиям в интернете, а язык можно преподавать и дома. При этом знания по естественным и точным предметам они предпочитают получать в российских школах.

“Там много пожилых опытных педагогов, и, наверное, многие родители предпочтут отдать своего ребенка в школу с мощными учительскими кадрами, закаленными еще с советских времен”, – рассказал другой родитель.

Кризис в казахстанской системе образования недавно признал министр образования Асхат Аймагамбетов, заявивший, что “наши дети не только мало читают, но и плохо понимают прочитанный текст”.

Учитывая, что при СССР такой проблемы не возникало, и родители были уверены в качестве получаемых знаний, то тенденция доверять системе образования, наиболее приближенной к советской, объяснима.

Одна из жительниц Байконыра, сама преподаватель, отдала ребенка в российскую школу, потому что ей кажутся более предпочтительными учебники российской программы.

“Казахстанская программа нам не подходит, она слишком сложная, – считает она. – Я сама педагог, учитель английского языка, и, посмотрев казахстанские учебники английского языка для начальных классов, могу сказать только, что они не подразумевают обучение языку с азов, с самого начального уровня”.

По ее мнению, в российских школах учебники как раз адаптированы под то, чтобы дети начинали изучать английский язык постепенно.

Того же мнения придерживается репетитор по нескольким предметам со стажем работы в 15 лет:

“Я занимаюсь в том числе с детьми, обучающимися по казахстанской общеобразовательной программе. Они учатся в казахстанской школе в классах с русским языком обучения. Родители утверждают, что думают над переводом детей в российские школы, в том числе из-за учебников. По их мнению, российские учебники наполнены доступным для понимания ребенка материалом, программа дается поступательно, темы перетекают одна в другую”, – отметил он.

По его мнению, в российских учебниках даются подробные объяснения, а в казахстанских, на его взгляд, пояснений не хватает, и если ученик прослушал объяснения учителя на уроке или сразу не ухватил тему, то потом догнать предмет по учебнику уже сложновато.

“Такое ощущение, что Казахстан перешел в своих школах на программу Оксфорда, – комментирует репетитор. –  Родителям приходится тратить деньги на репетиторов, которые дополнительно объясняют школьникам то, что им просто непонятно. В самих учебниках тоже хватает ошибок. А уровень преподавания тоже сильно зависит от качества учебников”, – отметил он.

Таким образом, получается, что российские школы в Байконыре выбирают не только те семьи, которые в будущем намерены покинуть Казахстан. И хотя нынешнее российское образование точно так критикуют сами россияне, как и казахстанцы критикуют казахстанское образование, но в Байконыре родителям предоставлена возможность проголосовать “ногами”, что они и делают.

Более того, часть казахстанских родителей, в том числе в казахских семьях, и за пределами Байконура выбирает обучать детей в российских школах, на онлайн-обучении – и они сделали это еще до начала пандемии.

Отметим еще один нюанс, касающийся конкретно нынешнего учебного года: в российских школах занятия проводятся офлайн, то есть дети приходят в классы и сидят на занятиях за партами, как обычно, тогда как занятия в казахстанских школах проводятся удаленно. И, как показывает общественное мнение, родители в большинстве предпочитают первый вариант для своих детей.

Читайте также: